Новости

ЕВХАРИСТИЯ

Таинство евхаристии, или причащения, занимает центральное место в Православной Церкви. Оно составляет главную часть особого богослужения — литургии (греч. «общее дело», «общественное служение»).

В древности евхаристия (греч. «благодарение») была смыслом жизни каждой поместной церкви во главе с епископом: для совершения этого таинства собиралась вся местная христианская община. Каждая литургия — повторение Тайной Вечери, на которой Спаситель, оделяя учеников хлебом и вином, назвал их Своим Телом и Кровью: «сие есть Тело Мое… сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая» (Мк. 14.22-24). Для православных верующих хлеб и вино не «символизируют» Тело и Кровь Христа, а претворяются в них, вещественно оставаясь хлебом и вином.

Таинство евхаристии совершается каждый день, кроме некоторых будних дней Великого поста, поэтому возможность причастия есть всегда.
Таинство причастия называют «принесением бескровной жертвы». Через приобщение к жертве Христа, принесенной на Голгофе, верующие становятся причастниками Его подвига, спасающего мир.

В глубину Ветхого Завета уходят образы православного священнодействия. Агнцем (ягненком) заменил Бог положенного на жертвенник Исаака, агнца должны были готовить иудеи на праздник Пасхи, вспоминая спасительных исход из Египта. В ветхозаветном пророчестве говорится о невинном, который, как агнец, кротко идет на заклание; эти слова повторяются на православной литургии. Агнцем называют хлеб, приготовленный для причастия.

Евангелие обогатило ветхозаветную образность и наполнило ее новым смыслом. Христа, скончавшегося на кресте, воин ударил копьем, чтобы подтвердить кончину, — и из раны хлынули вода и кровь. Поэтому с водой, которая к тому же является и условием жизни, смешивается вино, претворяемое в Кровь Христову. Копием называется предмет, которым священнослужитель вынимает частицы из просфор — хлебов для причащения. Эти и множество других образов Ветхого и Нового Заветов составляют единую ткань богослужения ; в нее вплетаются переживания верующих, связывая то, что происходит в их присутствии, со всей Священной историй человечества. Тело и Кровь Христа — «духовная пища», они же — огонь, сжигающий зло, но и способный «попалить» тех, кто причащается «недостойно», то есть неискренне, без благоговения, не подготовившись к причащению постом и молитвой, имея на совести утаенные грехи.

После положенных священнодействий, вознесения молитв священником, свершающим таинство, всей церковью (собравшимися в храме членами Церкви), причастники приближаются к ступеням алтаря, пропуская вперед детей, которые причащаются первыми. После возгласа диакона: «Со страхом Божиим и верою приступите!» — причастники, крестообразно сложив руки на груди, по очереди подходят к чаше — потиру. Священник особой ложечкой на длинной ручке (лжицей) достает частицу Святых Даров из чаши и вкладывает в рот причащающемуся.

Приняв частицу, причащающиеся целуют нижнюю часть чаши (не крестясь, чтобы случайно не толкнуть её) и отходят к столику, где служители дают им запить причастие освященным теплым питьем (теплотой) и съесть кусочек освященного хлеба.

По окончании богослужения причащавшиеся слушают благодарственную молитву и проповедь священника. В день причащения православные верующие стараются вести себя особенно благопристойно, дабы «честно соблюсти в себе Христа принятого», помня о Его жертве и своем долге перед Богом и людьми.